Главная > Классные руководители > Учитель - ученик.... Проблема взаимоотношений.

Учитель - ученик.... Проблема взаимоотношений.


5-01-2015, 23:43. Разместил: Admin

За последние десятилетия  резко изменилось отношение молодежи к старшим: уважение к старшему поколению переместилось с первых мест в конец списка жизненных ценностей. Большинство старшеклассников (78%) считают, что начавшиеся в России перемены в 90-х годах XX века либо ни к чему не привели, либо вызвали ухудшение дел и в стране, и в школе (Кто виноват? Ясно, что не школьники). Конфликты с учителями теперь возникают в три-четыре раза чаще, чем пять лет назад. На вопрос: "Стали ли человечнее отношения учителей с детьми?” — ответили "Да” 18% опрошенных, а "Нет” — 52%. Психологи отмечают, что на каждом уроке возникает от 25 до 150 ситуативных положений психологической несовместимости педагогов и детей.


Вот как говорят дети об отношении к ним учителей:

"И.А. кидается в нас киянками и попал одному мальчику в глаз”; "Директриса запрещает ходить в одежде, которая мне нравится”; "Химичка ругает меня за то, что я дружу с ...”; "Почему, если тебе не удается какой-нибудь предмет, учитель придирается ко всему. Например: "Было бы у тебя столько знаний, сколько одежды”. Или: "Ты бы не волосы красила, а решала примеры”; "Учительница информатики заставила стереть помаду”; "Учителя не дают высказывать свое личное мнение”; "Насчет оценок! Если я не согласна с отметкой, которую мне выставили за четверть, естественно, я начинаю отстаивать свою позицию, то есть, например, мне поставили 3, а я уверена, что знаю на 4. Совершенно не выслушивают, не хотят и не желают углубляться в этот вопрос. Учитель в какой-то степени психолог, так надо же не забывать это”; "Физрук ударил Шурика”; "Трудовик с неба берет оценки”; "Учительница сказала, что тетрадь – это лицо ученика, а раз в тетради есть пробелы, то значит и в голове то же самое”.


Всякий раз, когда заходит разговор с учителями о трудностях работы, они обязательно называют проблему взаимодействия с коллегами, родителями, школьниками. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе из-за изменившегося отношения младших к старшим. Опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. В педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций и ролей ученика в отношении с родителями, другими школьниками, учителями. Непосредственно межличностные отношения влияют на характер отношений учителя и школьника при организации групповых форм занятий. При этих формах работы происходит смена неформальных лидеров, изменяются критерии популярности учеников, составы малых контактных групп, то есть происходит активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учитель. Отношения учителя и учащегося преломляются через его отношения с другими учениками класса, определяют реакцию ученика на замечания, обращения к нему учителя.


Готовы ли учителя к работе в изменившихся условиях? Как показывают исследования (Ю.Н. Козырев, В.Б. Ольшанский), хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. В наибольшей степени их беспокоит собственная неподготовленность к решению психологических задач, возникающих в общении со школьниками, их родителями, коллегами по работе, школьной администрацией. Психологи отмечают, что "лишь у одного учителя из десяти достаточно развиты такие профессионально важные качества, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении. В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть технологией управления педагогическими конфликтными ситуациями.

 

Материалы сайта "Воспитание и образование XXI век


Вернуться назад